RSS

Информация межрайонной природоохранной прокуратуры

20.06.2013

Вопрос:

Может ли гражданин самостоятельно в парке, например Царицыно, посадить садовые растения, деревья и кустарники?

Ответ помощника межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы Божимова А.Ю.:

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе использование земель для садоводства и огородничества.

Согласно п. п. 3.4, 3.13 постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 №01468-ПП «Об утверждении Положения о природно-историческом парке «Царицыно» на территории парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка «Царицыно», в том числе использование земель для садоводства и огородничества. Кроме общих ограничений по использованию территории парка в пределах участков сторонних пользователей не допускается использование занятых зелеными насаждениями участков для садоводства и огородничества.

Невыполнение вышеуказанных требований законодательства, влечет наложение административного штрафа по ст. 4.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных зон) на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - сорока тысяч рублей, на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Вопрос:

Какие действия необходимо проводить землепользователю земельного участка, на котором произрастают зеленые насаждения, при содержании объектов озеленения?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

Пунктом 2.9 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 №0743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» под содержанием объектов озеленения понимается комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.

Содержание зеленых насаждений включает: 1) уход за деревьями и кустарниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др.; 2)уход за низкотравными газонами (партерными и обыкновенными) - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя, обработка агрохимикатами, обработка природными гуматами в соответствии с Технологическим регламентом применения природных гуматов для ремедиации загрязненных городских почв и в целях стимулирования развития растений, удаление экскрементов домашних животных; 3) уход за обыкновенными газонами из дикорастущих почвопокровных растений - сбор мусора, осенний сбор листового опада, прочесывание 1 раз в 3-4 года в случае чрезмерного накопления травяной ветоши, значительно тормозящей развитие трав, подкормка, полив и дополнительное скашивание в засушливые годы при пожарной опасности, прополка запрещенных растений и агрессивных интродуцентов, активно вытесняющих местные виды растений (борщевик Сосновского, конопля, карантинные виды растений и др.), землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя в целях создания на многовидовом газоне преимуществ для невысоких и низких дикорастущих растений, удаление экскрементов домашних животных; 4) уход за разнотравными и высокотравными многовидовыми газонами из дикорастущих растений - сбор мусора, осенний сбор части листового опада в местах со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, прочесывание выкошенных участков, подкормка, полив и дополнительное выкашивание в засушливые годы при наступлении повышенной пожарной опасности, прополка запрещенных и агрессивных растений, удаление экскрементов домашних животных по слежавшейся траве и на выкошенных участках до отрастания травы; 5) уход за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы; 6) работы по уходу за цветочными вазами; 7) поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев, прочистка и промывка газонного борта; окраска и мытье ограждений зеленых насаждений; замена и восстановление недостающих секций ограждений, подметание, полив, удаление снега, расстановка и перемещение диванов, скамеек, урн, выемка мусора, мытье и окраска урн, лестниц и контейнеров; 8) уход за детскими площадками, песочницами, промывка полированных и мраморных поверхностей, пьедесталов, барельефов; 9) текущий ремонт.

Нарушение правил содержания зеленых, насаждений влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Вопрос:

Требуется ли какая-либо разрешительная документация на проведение работ по берегоукреплению при реконструкции пруда?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:

В соответствие с п. 7 ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Таким образом, юридическое лицо должно получить указанную разрешительную документацию в случае, если работы по берегоукреплению связаны с изменением дна и берегов водных объектов.

За ведение работ в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование виновные юридические и должностные лица несут административную ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ.

Вопрос:

Вправе ли организации вести строительные работы в ночное время и в какой уполномоченный орган можно обратиться по поводу превышения уровня шума?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» разрешение на ведение работ в ночное время выдается префектурой, при этом организация должна обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В случае нарушений указанных требований Вы можете обратиться в подведомственное Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ГПБУ «Мосэкомониторинг». Если по результатам измерений уровня шумового воздействия установлено превышение его нормативов, то ГПБУ «Мосэкомониторинг» направляет данные результаты в Инспекцию по экологическому контролю Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и соответствующую префектуру для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также отмены разрешения на производство работ в трехсменном режиме.

Вопрос:

Каким образом в короткий срок организация может получить порубочный билет, если для устранения аварийной ситуации требуется убрать деревья, произрастающие в непосредственной близости от подземного кабеля электропередачи?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:

Согласно п. 8.7 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», в случае необходимости производства вырубки деревьев и кустарников в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вызываются телефонограммой.

Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составляет акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований.

Указанный акт составляется с участием представителей балансодержателя территории, организации, производившей работы по ликвидации аварийной и иной чрезвычайной ситуации, с указанием объемов уничтоженных зеленых насаждений для дальнейшего оформления порубочного билета.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды

г. Москвы по письменному обращению организации, производящей аварийные работы, оформляет в течение 72 часов с момента начала работ порубочный билет.

Вопрос:

Каким образом рассчитывается размер ущерба причиненного в результате повреждения почвы?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

В соответствии с ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

На данный момент при оценки вреда причиненного окружающей среде в результате повреждения почвенного покрова на территории города Москвы используется Методика, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

При этом постановлением Правительства Москвы от 17.10.2012

№ 572-ПП «О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» признано утратившим силу Постановление Правительства Москвы от 22.06.2008 № 589-ПП «Об утверждении Методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения, захламления, нарушения (в том числе запечатывания) и иного ухудшения качества городских почв».

Вопрос:

Вправе ли гражданин посадить деревья или иные зеленые насаждения возле своего дома?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:

В соответствии с п. 3.6.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП, посадки деревьев и кустарников на территории города Москвы должны осуществляться только в соответствии с разработанным проектом, согласованном в установленном порядке с АПО округа, Мосгоргеотрестом, Управлением комплексного благоустройства города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Мосгосэкспертизой (на объекты нового строительства и реконструкции) и утвержденным юридическим владельцем территории.

Согласно п. 9.5 указанных Правил, физическим лицам запрещается самовольная посадка деревьев и кустарников на территории города Москвы.

В случае нарушения указанных Правил ч. 1 ст. 4.17 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 рублей.

Вопрос:

Какие правовые ограничения установлены законом для земельного участка, зарезервированного для образования особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ)?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

Согласно п. 7.7 Положения о порядке использования земельных участков, зарезервированных для образования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.01.2006 № 50 – ПП, установлено, что на таких земельных участках запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, противоречащей требованиям законодательства об ООПТ.

Режим охраны ООПТ установлен ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». В соответствии с вышеуказанными требованиями, на ООПТ запрещается в том числе искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта, возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием ООПТ, без положительного заключения государственной экспертизы, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы, заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью), использование земель для садоводства и огородничества.

Вопрос:

Какой орган исполнительной власти уполномочен выдавать юридическим лицам разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.1999 № 19-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2010 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» с апреля 2012 года разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю оформляются в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

В случае если организация подлежит федеральному государственному экологическому контролю, соответствующее разрешение оформляется Департаментом Росприроднадзора по ЦФО.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю установлен приказом Минприроды от 09.09.2010 № 379 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории города федерального значения Москва, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», с которым можно ознакомится на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом орган государственного контроля должен уведомить юридическое лицо о проведении проверки?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой предусмотрены п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля», и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Нарушения сроков уведомления юридического лица о проведении проверки согласно ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ являются грубыми и влекут недействительность результатов проверки.

Вопрос:

Законна ли установка арендаторами земельных участков, расположенных около водных объектов, ограждений до уреза воды?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность землепользователей предоставлять гражданам свободный доступ к территориям, расположенным в границах береговой полосы водных объектов.

В случае выявления нарушений указанных норм, Вы вправе обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости в городе Москве. За самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования Кодексом города Москвы предусмотрена ответственность по ст. 6.5.

Вопрос:

Законно ли строительство жилых домов в границах воодоохранных зон рек?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Размещение объекта, согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, должно осуществляться с соблюдением правил градостроительного проектирования, которыми устанавливаются виды использования территории, виды объектов капитального строительства, объектов благоустройства территории, размещение которых в зонах с особыми условиями использования (водоохранные зоны) запрещается, а также виды объектов строительства, размещение которых допускается при соблюдении установленных ограничений и условий.

Дополнительно законодательством установлена обязанность получения всей необходимой разрешительной документации для ведения строительства, а также оформления земельно-правовых отношений на территорию объекта строительства.

Вопрос:

Где жители могут узнать состояние экологической обстановки на территории столицы?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:

Актуальная информация о состоянии экологической обстановки на территории г. Москвы размещается на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы www.eco.mos.ru., а также на сайте ГПБУ «Мосэкомониторинг» - www.mosecom.ru.

Вопрос: На рассмотрении в суде находится гражданское дело по иску прокурора о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в результате порубки зеленых насаждений. Является ли направленное ответчику по делу СМС-сообщение от суда о времени и месте назначения дела к слушанию надлежащим уведомлением?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:

В подготовительной части судебного разбирательства суд обязан устанавливать, извещены ли все участвующие в деле неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (статьи 113, 114 ГПК РФ). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела.

При этом необходимо учитывать, что извещение участников судопроизводства допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется (данное положение введено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3).

При соблюдении указанных условий лицо считается извещенным о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.

При этом, необходимо учитывать, что лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе, являться в суд по его вызову.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати