Подведены итоги деятельности Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЗАО г. Москвы в 2015 году, приоритетными направлениями которого были контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей учреждений и организаций здравоохранения, образования и воспитания, продовольственной торговли и общественного питания, туризма, жилищно-комунального хозяйства и др.
Работа осуществлялась во взаимодействии с Префектурой, Прокуратурой, правоохранительными органами, организациями и учреждениями Западного административного округа .
В отчетном году проведено 250 плановых и 752 внеплановых проверки. Внеплановые проверки проводились по жалобам потребителей( 50%), по информации о возникновении угрозы и причинении вреда жизни и здоровью граждан(14%), по контролю за исполнением ранее выданных предписаний (28%), в соответствии с приказами руководителя Роспотребнадзора (5.3 %) , по требованию прокуратуры (3.4 %). Кроме того, специалисты привлекались органами прокуратуры к проведению 52 проверок
В ходе контрольно надзорных мероприятий выявлено 2244 нарушений санитарного законодательства и 698 нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей
За нарушения санитарных норм и правил и законодательства в сфере защиты прав потребителей с учетом всех проведенных проверок и расследований вынесено 2069 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа из них 1140 на юридических лиц. Судами рассмотрено 78 дел в результате наложено 69 штрафов, приостановлена деятельность – 9 объектов сроком от 30 до 60 суток. За грубые и неустранимые нарушения санитарных правил ликвидирована деятельность трех предприятий.
Общая сумма наложенных штрафов составила 55 миллионов 570 тысяч рублей. Это на 15 миллионов больше, чем в 2014 году, 82% от суммы наложенных штрафов приходится на юридических лиц.
Удельный вес суммы взысканных штрафов составил 95.4 %.
По итогам проверок юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подготовлено763 предписания и 234 представления об устранении нарушений законодательств , большинство из которых выполнены. За невыполнение предписаний судами наложено 28 административных штрафов по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
В 2015 году в результате организации и своевременного проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, удалось добиться значительного снижения показателей заболеваемости, по 24-м нозологиям, в том числе: корью по совокупному населению на 42,3%, сальмонеллезами на 29,4 %, ротовирусными инфекциями на 21,9%, педикулезом на 15,1%.
В 2015 году в адрес отдела поступило 3556 письменное обращение граждан. По вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия поступило 940 обращений (26% от всех поступивших. В основном обращения связаны с эксплуатацией производственных и общественных зданий, условиями проживания, торговлей пищевыми продуктами, воздействием физических факторов. Обращений, связанных с нарушениями прав потребителей-2616 . Все жалобы рассмотрены в установленные законом сроки
Исходя из структуры поступивших в адрес территориального отдела письменных обращений граждан, приоритетными для осуществления надзора сегментами потребительского рынка, ввиду их социальной значимости, по прежнему, являются: продажа продовольственных и непродовольственных товаров, финансовые, коммунальные услуги, а также бытовое обслуживание населения. Значительная часть жалоб, направленных в адрес отдела, носит гражданско-правовой характер, содержит требования имущественного характера. В результате только 16% письменных обращений явились основанием для проведения надзорных мероприятий.
В течении всего года проводилась работа по рассмотрению жалоб поступающих через портал Правительства Москвы «Наш город». Рассмотрено 95 обращений, из них на реализацию некачественных пищевых продуктов, в том числе по причине нарушения сроков годности и условий хранения продуктов - 45. В ходе мероприятий по надзору 48 обращений подтвердилось, за выявленные нарушения вынесено 70 постановлений о наложении штрафа на сумму 1 миллион 873 тысячи рублей.
Особое место в деятельности отдела занимает безвозмездная судебная защита. В 2015 году отделом подано 14 исковых заявлений в защиту потребителей и дано 4 заключения по делу. Основными нарушениями, ставшими основаниями для подачи исковых заявлений, явились нарушения в розничной торговле и низкое качество оказания услуг.
Отделом предоставляется государственная услуга по выдачи санитарно - эпидемиологических заключений. За 2015 год выдано 688 санитарно-эпидемиологических заключений из них: 456 - на медицинскую деятельность и 232 - на образовательную деятельность.
В 2015 году продолжила работу Общественная приемная ТО в ЗАО, организованная для непосредственного приема населения и организаций, и «горячая линия» для дачи устных консультаций по телефону, кроме того, еженедельно проводит прием главный государственный санитарный врач по Западному административному округу и его заместители. В течение года обратилось 629 физических и юридических лиц (2014г. - 427 лиц), из них по вопросам ЗПП – 93% . По всем обращениям даны разъяснения и рекомендации.
Основные задачи Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЗАО г. Москвы на 2016 год:
- осуществление эффективного контроля и надзора за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- принятие адекватных мер административного воздействия и управленческих решений при выявлении нарушений, в том числе по неудовлетворительным результатам лабораторного контроля;
- усиление работы по надзору за техническими регламентами Таможенного союза. Не допущение случаев оборота фальсифицированной продукции на территории ЗАО г. Москвы;
- проведение мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года;
- подача исковых заявлений в защиту определенных потребителей и неопределенного круга потребителей;
- своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений и жалоб граждан;
- проведение разъяснительной работы с населением с использованием всех средств информирования.